Минприроды России в соответствии с письмом Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорова от 08.07.2021
№ 3.7-17/2240 по вопросу представления позиции о приравнивании древесно кустарниковых и строительно-отделочных отходов к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), и закрепления обязанности регионального оператора по уборке мест накопления и погрузки твердых коммунальных отходов, приобретению и содержанию мусорных контейнеров сообщает.
По вопросу устранения противоречия в понятии «твердые коммунальные отходы» (далее - ТКО) путем приравнивания растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, к ТКО.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом в силу положений пункта 3 Правил определения нормативов накопления ГКО, утвержденных постановлением Правительства
Исп.: Хасанов Р.О.
Конт, телефон: (495)252-23-63 (доб. 19-44)
Российской Федерации от 04.04.2016 № 269, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Таким образом, растительные отходы, которые образуются при уходе за зелеными насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях определения нормативов накопления ТКО.
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, (далее - Минимальный перечень) определено, что к работам по содержанию придомовой территории в теплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденному и введенному в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится многоквартирный дом, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
I аким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
Учитывая изложенное, внесение изменений в Закон № 89-ФЗ в части отнесения растительных отходов, образованных при уходе за древесно кустарниковыми посадками, к ТКО нецелесообразно.
По вопросу отнесения строительно-отделочных отходов к ТКО.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что крупногабаритные отходы (далее - КГО) - это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта
жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах,
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование 1КО и КТО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором па оказание услуг по обращению с ТКО.
На основании изложенного, КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Отходы, образованные при капитальном ремонте объектов недвижимости (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкции, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и нс входят в зону ответственности регионального оператора.
Отходы строительства и ремонта отличаются от отходов, относимых к ТКО, по размеру, составу и классу опасности, что предопределяет особенности при обращении с такими отходами. Так, например, для транспортирования различных видов отходов предназначены различные виды Специализированного транспорта. Отходы строительства и ремонта способны повредить не предназначенный для их транспортирования транспорт. Кроме того, некоторые виды отходов строительства и ремонта содержат вредные вещества, которые накапливаясь в больших объёмах, могут представлять угрозу для жизни и здоровья людей.
В соответствии с подпунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы капитального характера по замене конструктивных элементов зданий, в том числе жилых, строений, сооружений, при которых образуются отходы, являются отходами от профессиональной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства и ремонта и имеющие соответствующие допуски к проведению таких работ. I аким